Авария в московском метро. Анализ и выводы

Метро

Авария в московском метро, произошедшая 15 июля, самая большая авария, которая случилась в московском метро. После того, как поезд пролетел стрелки, у него оторвались вагоны, начиная с третьего, которые на всей скорости въехали в косяк и смялись в гармошку. В результате 23 жертвы. Это, действительно, экстраординарное событие, которое привело к выявлению двух стрелочников, в прямом и переносном смысле, и двух их начальников . Сам начальник метрополитена был, что ожидаемо, сменён. Вопрос в том, насколько эта смена является результативной?

Существуют принципиально разные варианты отставок в случае расследования такой катастрофы, при которой, действительно, общественное мнение требует наказания виновных. Во-первых, есть отставка, которая происходит автоматически, если человек признан виновным по решению суда (не выполнил инструкцию, не проконтролировал её выполнение …) Второй вариант, когда вышестоящий начальник увольняет работника, считая его причастным или каким-либо образом виновным в аварии. Есть ещё третий вариант, когда человек сам принимает на себя политическую ответственность. Политически-ответственный человек – это выборный человек, в данном случае мэр Москвы. Если он считает, что в ходе его деятельности, его кадровой политики, в ходе того направления, которое он выбрал по техническому обеспечению метрополитена и метростроя, произошла значимая авария, и его ответственность велика, то он должен принять решение об уходе в отставку. Это называется взять политическую ответственность и уволиться. Такой ответственности мэр Москвы, С.С. Собянин, на себя не берёт, так как считает себя назначенным В. Путиным. Хотя по формальным признакам он избран, и его начальник – это народ, но тогда он должен был бы уволиться. Самой главной отставки не произошло, которая носила бы характер политической ответственности за катастрофу. Например, мэр Сеула уволился, когда произошло землетрясение, и какая-то часть дороги обвалилась, а позже выяснилось, что не были соблюдены строительные нормы. Мэр почувствовал, что он ответственен за проводимые работы. В аналогичных случаях в Японии, в Южной Корее мэры городов, в которых происходят серьёзные катастрофы, сравнимые с московской, они уходят в отставку по политическим соображениям. Юридически они не отвечают, их никто не снимает, они сами принимают решение. С.С. Собянин не ощущает себя виноватым в том, что происходит в метрополитене и не только в нём, но и в других подразделениях московской мэрии. Он считает, что какая бы катастрофа не произошла, он не причём, и не несет ответственности. Такова система управления в стране, такое мышление и у С.С. Собянина.

Об отставке главы московского метро И. Беседина. До И. Беседина начальником московского метрополитена был Д.В. Гаев, который по образованию и своей работе был профессиональным метростроевцем. Хотя в эпоху Ю. Лужкова он оформил на себя авторские свидетельства на разработку билетов автоматической обработки, которая на самом деле являлась плодом работы целого коллектива, и получал за это деньги. Но всё же он был из системы метростроевцев. Требования, которые существуют в подземных условиях, своеобразны. Среди метростроевцев, как в любом деле, существует определённая кастовость и преемственность, определённые принципы, отличные от принципов, например, в МПС (министерство путей сообщения). Д.В. Гаев прошёл весь путь от начальника участка до главного инженера и начальника метрополитена. И. Беседин был назначен из системы МПС, соответственно, результат сказался не только на этой ужасной катастрофе, но и в статистике. Количество аварий с каждым годом возрастало, и чем всё это закончится неизвестно, так как такие тенденции обладают инерцией, т.е. невозможно взять и в какой-то момент остановить беспорядок в работе метрополитена.

Новый назначенец – это тоже эффективный менеджер. Очень странно, что на эту должность не приглашён никто из метрополитеновцев. Не надо забывать, что такая система, как метрополитен, обладает очень серьёзным наказующим свойством. Она настолько велика, что статистика неправильных решений неизбежна будет при новом начальнике. Эта статистика накапливается в авариях, и никто не знает, в каком месте сойдёт следующий поезд, никто не знает, в каком месте провалится грунт, никто не знает, в каком месте будет глобальное подтопление, или кого-то ударит током. Но то, что это будет, это очевидно. Конечно, стрелочники, ответственные за конкретную стрелку, будут наказаны. Понятно, что их приговорят к серьёзным срокам заключения, но политической ответственности за тот беспорядок в управлении, который привёл к этой трагедии, не несёт никто. По статистике это москвичам «икнётся».

Валерий Смирнов и Александр Краснов.

http://nasamomdele.narod.ru/


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Комментарии:

Оставить комментарий