Вальпургиева ночь

Ведьмочки_17

Вальпургиева ночь – ночь с 30 апреля на 1 мая. Историк Елена Браун рассказывает о внешних атрибутах ведьмы, шабаше и о процессах над женщинами в 15-17 вв.

Образ ведьмы – это страшно интересный момент, потому что все мы знаем, что была инквизиция, все мы знаем, что были процессы над ведьмами, правда, есть огромное количество штампов, которые абсолютно не оправдываются.

Например, главное клише – это «средневековые процессы над ведьмами». На самом деле, основная часть антиведовских процессов происходили в 16 веке, во второй половине 15 века, были в 17 веке. Например, знаменитый американский процесс салемские ведьмы происходил вообще в конце 17 века. Главное, что это время – уже не средневековье, средневековье закончилось на рубеже 15-16 вв., соответственно, это раннее Новое время. 

Такой же штамп – это образ ведьмы. Конечно же, никто из серьёзных исследователей не верит, в то, что ведьмы действительно были. Но в этом исследователи радикально отличаются от людей, которые жили в раннее Новое время. Они полагали, что ведьмы есть, во всяком случае, так думало огромное-огромное большинство. Вера в то, что ведьмы существуют, и они примерно такие, как о них рассказывают инквизиторы, утверждалась достаточно постепенно в 15 веке.  В  конце 15 века, когда Я. Шпренгер и Г. Инститор писали свой «Молот ведьм», этот тезис ещё приходилось доказывать, а в 16 веке он уже воспринимался почти, как абсолютная истина. В 17 веке огромное большинство европейцев продолжало верить в ведьм, за исключением людей наиболее образованных. Хотя и здесь были исключения, например, известнейший гуманист Жан Баден в то же самое время написал трактат «Демономания ведьм» (или второе название «Демономания колдунов»), где доказывал, что ведьмы существуют и их обязательно должны судить инквизиторы. Уходит вера в ведьм только в эпоху Просвещения. Причём население, простые люди, продолжают верить в существование поклонниц дьявола, а уже судебные власти категорически отказываются возбуждать процессы по обвинению в колдовстве, и если какие-то преследования ведьм в 18 веке и происходят, то в основном это – самосуды над ними.

Итак, как же представляли себе ведьм? Прежде всего, стоит остановиться на том, почему именно «ведьмы», а не «колдуны».  Наверное, этому мы многим обязаны инквизиции, ведь преследования ведьм были начаты инквизицией по инициативе католической церкви.  Как известно, огромное большинство служителей католической церкви – это мужчины, есть, конечно, женщины монахини, но они не могут занимать какие-либо значимые должности в церковной иерархии. Яркий антифеминизм очень характерен для этой духовной среды. Если мы обратимся к «Молоту ведьм», то авторы его открыто говорят о том, что женщины по природе своей, гораздо больше чем мужчины, подвержены всяческим порокам, козням Дьявола.  А самый главный порок, который толкает женщин в объятия Дьявола – это, как ни странно, сладострастие. Святые отцы верили, что именно женский пол стремится к плотским утехам, а мужчины, напротив, целомудренны по природе, и для того, чтобы свои необузданные желания удовлетворить, женщины отдаются во власть Дьявола, принимая поклонение ему и т.д.

Внешний вид ведьмы. Очень интересная материя, потому что о ней очень мало пишут учёные, но зато фольклор создал два более или менее завершённых представления о ведьме. Первый, ходульный образ  – это ведьма-старуха, покрытая бородавками, морщинистая, согбенная, весьма острая на язык.  Т.е., по меткому выражению одного нашего историка, та, «что не стесняется назвать дуру дурой, а шлюху – шлюхой», т.е. та, которой есть за что мстить. Если мы посмотрим в качестве источников произведения фольклора, например, какие-то сказочные, легендарные тексты, то мы увидим, что ещё одним атрибутом такой ведьмы являются красные глаза и очень плохое зрение. Например, в сказках братьев Гримм ведьма не видит, толстый мальчик или не толстый, а когда мальчик просовывает ведьме косточку, то она не понимает, что он внутри клетки не откормился. Но это, разумеется, пример не вполне корректный с научной точки зрения, но, тем не менее, такая подслеповатость ведьм – традиционная фольклорная черта, связанная с тем, что раз уж они взаимодействуют с миром мёртвых, миром духов, то как многие такие посредники между мирами они имеют ограниченное зрение, либо они преимущественно зрячи в потустороннем мире, а в человеческом мире зрение отказывается им служить.

Второй вариант образа ведьмы – это цветущая красавица, как правило, рыжеволосая, зеленоглазая, с ослепительно белой кожей, т.е. женщина, которая вызывает зависть у многих своим телесным совершенством. Значительное количество инквизиционных процессов над девушками начиналось по доносу их завистливых подруг, либо просто по тому, что соседи считали, что она слишком красива, и нужно с этим что-то делать, ибо красота – это недоброе. Считалось, что истинно благочестивая женщина должна быть хороша духовной красотой, она не должна слишком ярко выглядеть, не должна кокетничать с мужчинами, ей необходимо быть, в первую очередь, благочестивой, а красивой скорее нет, чем да.

Ведьмам приписывалось огромное количество преступлений. И если их  представить себе, то оказывается, что ведьмы и в самом деле – те самые страшные преступники, о необходимости истребления которых так много и так яростно говорили инквизиторы. Считалось, что ведьмы не могут творить добро. И если они делают какой-то по видимости добрый поступок, то значит за ним скрывается какая-то дьявольская подоплёка, и в конце концов всё это обернётся не к добру, а к худу. Ведьмы разбрасывают свои снадобья, истребляя посевы, любой неурожай, любое стихийное бедствие в эту эпоху приписывалось проискам ведьм или проискам Дьявола, но по большому счёту, это одно и то же, поскольку ведьмы – самые верные слуги Дьявола. Потрава посевов, бури, дожди, неурожаи, плохая погода, падёж скота, отнятие молока у коров. Это традиционный фольклорный сюжет: ведьма доит корову или превращается в змею и выпивает коровье молоко, но в любом случае для коровы это всегда заканчивается печально, т.е. если чья-то хорошая молочная корова перестала доиться, то значит, в этом виновата ведьма, особенно, если это произошло внезапно. Ведьмы так же препятствуют деторождению, отнимают мужскую силу у представителей сильной половины рода человеческого, делают женщин бесплодными, похищают детей, наводят порчу на всех и вся, насылают самые разнообразные болезни. Каждая эпидемия напрямую ассоциировалась с влиянием ведьм. Например, один из известнейших религиозных деятелей 16 века Жан Кальвин, будучи в Женеве, провозгласил, что когда начинается эпидемия, в этом виноваты ведьмы. Когда в Женеве началась эпидемия, Кальвин говорил, что если всех ведьм уничтожить, то эпидемия прекратится, но, как известно, эпидемии в принципе имеют тенденции к прекращению, и можно условно приравнять окончание эпидемии к истреблению какой-то страшной ведьмы. Итак, ведьмы насылают болезни и совершают огромное количество других преступлений.            

И, наконец, такая интереснейшая и вредоноснейшая часть деятельности ведьм – это их собрания. Считалось, что ведьмы обязательно должны поддерживать контакт друг с другом. Все ведьмы путешествуют на шабаш. Дни шабаша были известны всем честным людям, т.е. это как минимум 4 ночи в году. Первая, ночь перед Рождеством, известная нам и по русской традиции. Ночь на 1 мая, до сих пор она в Европе считается Вальпургиевой ночью, если в это время вы будете в Праге, то наверняка увидите карнавальные шествия, множество людей в костюмах нечистой силы. Сейчас для нас с вами это просто мило и забавно, а в 16 веке в ночь перед 1 мая народ старался не выходить из дома после наступления темноты во избежание страшных последствий. Далее, в середине лета языческий праздник. И наконец, то, что мы с вами называем Хэллоуин, т.е. пробуждение нечистой силы накануне дня всех святых. Кроме того, предполагалось, что ведьмы должны собираться много раз и между этими рубежными датами, где-то раз в два месяца, это как минимум.

Итак, шабаш – это главное деяние ведьм. Собирается шабаш, как правило, на лысой горе. Мы к этому привыкли, считается, что это абсолютная константа. На самом деле, лысая гора – это не какое-то конкретное место, это просто холм, лишенный высокой растительности, который всегда освещён лучами солнца. Это важно, потому что, по-видимому, на таких холмах в языческие времена располагались святилища в честь богов, в том числе, в честь бога Солнца, и естественно в христианскую эпоху такие места стали пользоваться дурной славой. На самом деле, лысая гора вовсе не обязательна, потому что на шабаш у ведьм очень мало времени. Они должны вылететь из дома где-то в 10 часов вечера (все авторитеты в этой области сходились на том, что ведьма сначала ложится, дожидается, пока все в доме уснут, и лишь затем отправляется на шабаш). В 3 часа ночи уже первый крик петуха. Итак, у ведьмы на то, чтобы долететь на место сбора, потанцевать, попировать и прочее всего 5 часов, а дальше уже нужно спешно возвращаться обратно, чтобы быть на месте до рассвета. Поэтому лысая гора – это не эксклюзивное место для проведения шабаша. Шабаш возможен в заброшенной церкви, на кладбище (это вообще очень прекрасный вариант, его очень любит фольклор), просто на перекрёстке дорог, в лесу, в поле, в любом месте, которое считается нечистым и пользуется дурной славой.

Демонологи установили, что шабаш всегда должен проходить по одной и той же программе, она в принципе напоминает что-то среднее между научным симпозиумом и традиционной вечеринкой. Сначала происходит слёт гостей, причем ведьмы прибывают не обязательно на мётлах: они могут прилетать в горшках, на корыте, на любом домашнем инструменте, имеющем  длинную ручку, и на животном (здесь самый-самый широкий спектр), и, наконец, верхом на чёрте, это тоже возможный вариант. Итак, сначала слёт гостей, затем производится ритуал вызывания Дьявола, который появляется либо в образе козла, либо вселяется в тело колдуна, присутствующего на шабаше (колдун при этом не меняется внешне), и, наконец, третий вариант – это стандартное представление о Дьяволе в виде некого козлоногого существа с человеческим торсом, козлиной головой, либо человеческой головой и длинными ногами иногда с горящими волосами, иногда с волосами в форме змеи, словом, у кого на что хватит фантазии. После этого Дьявола приветствуют, целуя его пониже спины, чтобы ритуал не казался настолько ужасным те, кто рассказывали о нём инквизиторам, говорили, что на самом деле там у Дьявола второе лицо, и оно умное, прекрасное, которое отвечает на поцелуи, т.е. оказывается, что всё не так страшно. Далее следует жертвоприношение, это может быть жертвоприношение младенца, это может быть иное жертвоприношение, могут быть животные жертвы, необязательно человеческие. Дальше проводится то, что можно назвать научной частью, т.е. слёт по обмену премудростью. Ведьмы якобы делятся с Дьяволом какими-то своими достижениями, получают от него зелье, инструкцию о дальнейшей работе. Ну, и дальше праздничная часть, это пир, в меню которого либо та же самая еда, что у людей, но без соли, либо второй вариант, что на пиру подаются какие-то откровенные нечистоты вроде жабьей икры, протухшей человеческой крови и прочее, но это точно не установлено.  Тем более, что никаких шабашей не было.  Заканчивается всё танцами и венчает шабаш свальный грех, где можно абсолютно всё, где не действует понятие извращения, но и, наконец, после крика петуха ведьмы разлетаются по своим домам и уже принимают человеческий облик, если они возвращались, допустим, в облике животного, что так же возможно.

Разумеется, серьёзные исследователи не верят в то, что ведьмы существовали. На самом деле с этим образом ведьм, представлением об их преступлениях далеко не всё так ясно. До сих пор существуют люди, увлекающиеся, которые пытаются возродить некие аналоги шабаша, например, организация «Викки», действующая преимущественно в англоговорящих странах, где они, разумеется, без жертв и кровавых оргий, но имитируют происходящее на шабаше. Существуют исследователи, которые говорят, что преследование инквизиции было справедливым, преимущественно это исследователи верующие, пытающиеся защитить католическую церковь. А если преследование инквизиции справедливо, то может быть были и ведьмы или кошмарные секты сатанистов, совершавшие самые разнообразные преступления, в том числе отравления, убийства детей и прочее. Но, разумеется, серьёзные ученые, ещё раз повторюсь, не верят в то, что ведовство, колдовство, поклонение Дьяволу было действительно широко распространено в Европе в 16 и других веках.  

На самом деле, в образе ведьм есть ещё много неизученных моментов, в частности, насколько мне известно, образ ведьм в фольклорной традиции изучен гораздо меньше, хотя там есть очень много интересных моментов, которые было бы интересно исследовать. Например, если брать сказки, как источник, то у ведьмы никогда нет сыновей, у неё всегда дочери, т.е. речь может идти о каких-то остатках женской ритуальной магии. И многое-многое другое, что так же было бы интересно более глубоко изучить.                            

 /Браун Елена Давыдовна, кандидат исторических наук, Кафедра Всеобщей истории РГГУ/


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Комментарии:

Оставить комментарий