Школа (часть 2)

ZOp6is5OB0s

В предыдущей статье на тему школьных отношений были в основном описаны те явления агрессии и безразличия, которые видны невооружённым глазом и многим известны из личного опыта. Однако правильнее было бы разобраться с корнями существующих проблем. Спасибо,  уважаемым комментаторам, намекнувшим на темы, требующие оглашения.

Итак, даже в разных классах одной и той же школы ситуация разная. Причин этому несколько. Во-первых, набор учеников специализированных классов более однородный, чем в общеобразовательных. Подростки физмата в разы более заняты, чем ученики общеобразовательных и часто даже гуманитарных классов. Времени на межличностные отношения куда как меньше, а для формирования сплочённой компании, «ядра», надо отдавать всё время и силы.

Во-вторых, основополагающим фактором в отношениях класса являются, безусловно, учителя. Причём не только классный руководитель, но и большинство предметников. Учителя, это вообще отдельная тема. Знаю из собственного опыта, что для поддержания более-менее спокойной атмосферы вовсе необязательно устанавливать распорядок, приближенный к тюремным условиям или вводить телесные наказания. Учителю достаточно:

  • Одинаково относиться ко всем без исключения ученикам. Спокойно, без злости, презрения или умиления вести себя и с двоечником, и с отличником. Следить за успеваемостью всех учеников, опрашивать всех, а не только тех, кто хорошо пишет на доске. Ни в коем случае не входить ни в какие побочные отношения с учениками, исключить панибратство.

Не секрет, что учителя последних поколений сильно различаются по уровню профессионализма. Так скажем, в годы перестройки часто в школы шли бывшие троечники, нередко завсегдатаи таких вот компаний. Теперь они обладают определённой властью, но приоритетов не сменили. Несколько лет приходилось быть учеником такого вот «учителя». До сих пор с отвращением вспоминаю эти уроки: болтающий о платьях и собачках вместе с компанией моего класса, «учитель» и ученики, подыхающие от скуки и однообразия «троечных» задачек, скопом написанных на доске.

Учителя, получившие хорошее образование и любящие свою работу, видны сразу. Вот при них полный порядок. Но их мало, и это плохо. Работа в школе считается не престижной, хотя просто необходимо, чтобы там работали высокообразованные и ответственные люди.

Классный руководитель может находиться, в общем, в трёх отношениях с классом. Первый случай, учитель контролирует класс “от” и “до”, он в курсе всех отношений, он активно организует мероприятия школьные и внешкольные, следит за успеваемостью каждого ученика. В этом случае появление элиты невозможно, или она очень анархична.

Второй случай – неспособность или нежелание учителя держать в руках класс и следить за ним. Это может быть следствием неопытности учителя в руководстве средними и старшими классами или просто отсутствие интереса к работе. Такой учитель, даже не желая, делает много ошибок и глупостей, начинает делать поблажки тем, с кем не может справиться. В любом случае, последствия весьма нехорошие. Атмосфера для образования «ядра» благоприятна, что, как правило, и происходит. Помню неприятный случай классе в шестом. Классный руководитель – женщина, которая совершенно не могла совладать с наиболее эгоистичными подростками. Однажды она предприняла опасную затею: «всем дружным классом» навести уборку в кабинете. Получилось как всегда: формирующаяся компания балдела, кто пошустрее сбежали, остальные убирались.  Учительница ничего с этим сделать не могла, и она нашла, на мой взгляд, убийственный выход. Отпустила «ядро» при всём классе домой, а когда остальные ученики решили, что уборка закончилась и тоже попытались «вырваться на волю», то на них она, проще говоря, наорала и заставила заниматься благотворительным трудом дальше. Вдвойне обидней, что она вела у нас с первого класса, то есть была родной, с того момента она ею быть перестала.

Ну и третий случай, пожалуй, самый неприятный, это когда учитель зависит от компании. Сам он бездарен, пассивен, а потому решает переложить часть своих полномочий на так называемый «актив класса» или то же самое «ядро». Цель – создание образа благопристойного, дружного класса с наименьшими затратами сил. При этом создаётся только внешний вид. Для компании это – рай, она может делать всё, что угодно, не утруждая себя учёбой. За них всегда вступится классный руководитель, будет покрывать курение и попойки в том числе. «Ядро» вправе наводить любой порядок, травить кого угодно и за что угодно, это расцвет наглости и самоуправства. Во главе главы становятся объединённые в одно целое хулиганы и лодыри, ощущающие свою силу и над призвавшим их на трон учителем.

На образование и силу «ядра» влияет также и случайность, как правило, формирование начинается при попадании в класс человека наиболее жёсткого и эгоистичного, способного объединить и показать силу в нужный момент. Вокруг него начинает наматываться снежный ком из более пассивных и предрасположенных к агрессивному поведению учеников.

Как писали некоторые комментаторы, такая ситуация в школах сложилась уже 20-30 лет назад и существует по сей день, принимая самые разнообразные формы. Конечно, этому служит и общий моральный облик общества, крайне скупого на взаимопомощь, и ситуация, когда знания, даваемые школой, оказываются ненужными. И учителя, и ученики это понимают, цель дать стране образованных граждан исчезает, и на фоне общего безделья в школе, как и в армии, начинается дедовщина.


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Комментарии:

Оставить комментарий