Смелое граффити на улицах Кабула.

Pic3

Вслед за Египтом и Тунисом, пришла очередь Афганистана окраситься в яркие и смелые цвета граффити. Таким невероятным прорывом страна обязана одной бесстрашной молодой женщине, первой, в истории страны, художнику-граффити. Своеобразный крик о свободе стал призывом к серьезным изменениям, которые ей хотелось бы видеть на всей территории Ближнего Востока. Своим искусством, двадцатичетырехлетняя Шамсия Хассани, пытается выразить протест против угнетения женщины консервативным афганским обществом. Она уже прославилась своим искусством в родном Кабуле, под постоянными бомбежками и обстрелами.
«У меня всегда было желание сотворить что-то уникальное, необычное, — говорит Хассани, — своим творчеством я должна пролить свет на страдания моего народа, в особенности – женщин. Они, так или иначе, связаны с состоянием постоянной войны на почве религиозных разногласий, которая длится последние три десятилетия. В своих работах я изображаю сильных афганских женщин, которые могли бы вести активную борьбу за свои права. В случае их согласованных совместных действий, они, определенно, могли бы достичь успехов».
Родилась Шамсия в Тегеране, в 1988 году, там же и провела молодые годы, примерно до десяти лет. Ее семья, будучи беженцами, очень пострадала от дискриминации и бесправия. Девочка научилась держать кисть в руке, когда ей было четыре года. Однако, учителя сказали ей, что уроки изобразительного искусства для афганцев – не предусмотрены. «Как и многие дети моего возраста, я очень любила рисовать. К сожалению, учителей, готовых заниматься со мной, не находилось. Все только препятствовали мне». В итоге, девушке пришлось учиться на бухгалтера. Тем не менее, ее душа стремилась к искусству.

В конце 1990 г., когда семья вернулась в Кабул, Шамсия вновь обрела надежду стать художником, так как режим талибов был свергнут, и наметились серьезные положительные тенденции к изменению прав женщин. Теперь девушка окончательно решила поступать в университет, на отделение искусства. Там она и компенсировала упущенное, в том числе и граффити. Далее, будучи уже доцентом, она остается в Кабульском университете, чтобы преподавать скульптуру.
« Я чувствовала необычайный подъем изнутри. Все это стало возможным, благодаря тому, что я уже была знакома с живописью на холсте. Так что, мой выбор стать профессором факультета изобразительного искусства, был для меня очевиден», — говорит она. Вместе с преподавательской деятельностью, Шамсия курирует современную арт-группу ROSDH (рост). «Поначалу в нашей группе было три женщины-художника граффити, на сегодняшний день – я осталась одна. Остальные – ушли, испугавшись за свою жизнь. Это, конечно, крах».
Первое знакомство девушки с граффити состоялось, когда, в 2010 году, Кабульский университет посетил известный британский художник Чу, и в своем недельном курсе показал всю красоту и великолепие уличного искусства. Именно с его визита, Шамсия подняла вопрос об отношении к женщине, а также о необходимости ведения диалога правительства и общества. Она начала практиковаться в своем искусстве. Никогда не рисовав ранее на больших стенах, художница получала огромное удовольствие, исписывая их, несмотря на минимум удобств.
Труд Шамсии стал хитом в больших городах, которые она посетила прошлом году, участвуя в международном фестивале граффити WASH.
Ситуация в Кабуле становилась все более опасной и непредсказуемой, из-за политики действующих властей. Правительство не отличалось миролюбием, особенно – по отношению к граффити-художникам. Последние рисковали, даже, получить тюремный срок, особенно – последователи Чу. Многие из них, по этой причине, отказались от своих затей. Но Шамсия, презрев опасность, упорно двигалась вперед. «На фоне удовлетворения повседневных потребностей, народ, разумеется, стал меньше уделять внимания искусству, было не до того», — говорит она.
Художница говорит, также, о том, что посредством своих работ она посылает сигнал обществу, о необходимости социальных изменений. В своем творчестве она использует темно-синие и черные цвета, как символ войны и предрассудков. Работы проливают свет на мрачные реалии жизни афганских женщин. Например, на одной из картин изображены шесть стройных женщин, которые, в результате нанесенных обществом ран, становятся приведениями. Синий цвет на картине, в данном случае, символизирует свободу. Художница поясняет, что ей хотелось бы, чтобы люди воспринимали паранджу с уважением, не питая к ней ненависти.
Шамсия живет вместе с родителями, работая под покровительством своего друга – художника. Ей постоянно угрожает опасность, так как ее деятельность идет вразрез с порядками, царящими в окружающем обществе. Она работает, в основном, дома, за компьютером. Иногда выходит во двор, чтобы расписать стену собственного дома, либо — какого-нибудь ветхого строения неподалеку. Но на большие улицы ей, к сожалению, не выйти. Однако, девушка намерена продолжать свою борьбу, несмотря на все трудности и опасности, которые ее подстерегают.

 


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Комментарии:

Оставить комментарий